Место предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей

Лица из числа детей-сирот, а также детей, оставшихся без попечения родителей (далее – дети-сироты), не обеспеченные жилыми помещениями, в силу ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» имеют право на однократное предоставление жилья по договору специализированного найма.

В правоприменительной практике нередко возникают проблемы с определением места предоставления жилого помещения указанным гражданам, связанные с тем обстоятельством, что дети-сироты зарегистрированы по месту жительства в одном субъекте Российской Федерации, тогда как фактически проживают в другом регионе. Соответственно, возникают споры и об органе государственной власти, на который возложена обязанность по обеспечению данного права детей-сирот.

Конституционным Судом Российской Федерации, а также Верховным судом Российской Федерации неоднократно отмечалось, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Из содержания ст. 20 Гражданского кодекса РФ, ст.ст. 2 и 3 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» следует, что регистрация не совпадает с понятием «место жительства» и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса РФ место жительства гражданина определяется как место его постоянного или преимущественного проживания.

В то же время в силу п. 2 ст. 36 Гражданского кодекса РФ опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается лишь с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.

В силу п. 1 ст. 148 Семейного кодекса РФ дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 36 Гражданского кодекса РФ.

Таким образом, местом жительства несовершеннолетних, в отношении которых установлены опека или попечительство, является место жительства их опекунов (попечителей), за исключением случаев их раздельного проживания с несовершеннолетним старше 16 лет на основании полученного в установленном порядке разрешения органа опеки и попечительства.

Единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.

В случае отказа уполномоченного органа в предоставлении жилого помещения по месту фактического проживания ребенка-сироты, либо во включении в список лиц, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, по мотиву регистрации по месту жительства в другом регионе, соответствующее решение может быть обжаловано в судебном порядке.

 

Помощник прокурора Ленинского района г. Грозного Д.А. Удодов

Print Friendly, PDF & Email