15 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации», в соответствии с которым Следственный комитет был выделен из органов прокуратуры в самостоятельную структуру.
С этого дня ежегодно отмечается – День образования Следственного комитета Российской Федерации.
Проведение реформы, связанной с разделением функций следствия и надзора за следствием было направлено прежде всего на создание эффективной системы обеспечения законности в сфере уголовного судопроизводства.
Следственными органами Следственного комитета России расследуются тяжкие и особо тяжкие преступления. К подследственности следователей относятся преступления против личности; преступления против свободы, чести и достоинства личности; преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина; преступления против порядка управления; преступления совершенные должностными лицами, а также преступления совершенные несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних и другие преступления согласно уголовно-процессуального законодательства РФ.
Следственное управление Следственного комитета РФ по Чеченской Республике является структурным подразделением ведомства. В республиканском следственном управлении работают более 90 следователей, настоящих профессионалов, расследовавших десятки уголовных дел по особо тяжким преступлениям. В 2015 году следственным управлением расследованы и направлены в суд 638 уголовных дел, из которых 190 уголовных дел по преступлениям коррупционной направленности.
Впервые отделить следственное ведомство от других государственных структур решил Петр I. Император осуществил судебную реформу, разделив уголовный процесс на две стадии: предварительное расследование и судебное разбирательство.
В 1713 году в России появились первые специализированные следственные органы. Ими стали майорские следственные канцелярии, которые подчинялись непосредственно Петру I и разбирали дела о наиболее опасных деяниях. К их числу относились проступки, посягающие на основы государственности: взяточничество, казнокрадство, служебные подлоги, мошенничество.
После смерти Петра I независимые следственные органы упразднили, а предварительное следствие стали рассматривать как рядовую процессуальную процедуру досудебного производства.
В ходе судебной реформы 1860 года Александр II попытался найти новые способы организации предварительного следствия, однако возврат к петровской модели даже не рассматривался. В итоге было принято решение вывести следственные органы из состава полиции и передать их судам.
После Октябрьской революции институт судебных следователей упразднили. В 1918 году был образован единый следственный отдел ВЧК.
С 1922 года судебная модель постепенно начала заменяться административной. Постепенно органы следствия отделились от наркоматов и перешли в исключительное подчинение прокурора СССР. При Прокуратуре СССР в 1936 году был учреждён следственный отдел.
В 2007 году Следственный комитет при прокуратуре РФ стал относительно самостоятельным ведомством, однако все еще входил в систему органов прокуратуры. Закон 2011 года «О Следственном комитете Российской Федерации» вернул модель развития следственных органов к идее Петра I. Этот документ установил, что руководство деятельностью комитета осуществляет глава государства. В настоящее время Следственный комитет Российской Федерации не входит в структуру ни одного из органов государственной власти.